В
настоящее время на сайте находится описание 38
карточных игр
на:
Наши
партнеры Чат "Затерянный
мир"
Интернет-магазин "Игральные карты" - первый
специализированный проект по продаже антикварных и
коллекционных игральных карт, карт ТАРО, карт для гадания, а
также литературы и сувениров карточной
тематики.
Подробнее о
порядке покупки в магазине смотрите на странице
заказа
Толковый словарь
В.И.Даля дает следующее определение картам: "склеенные, небольшие
бумажные листочки с изображением очков по четырем мастям и фигур".
Правда, совсем не обязательно, чтобы карты были изготовлены из
бумаги. Существуют карты, сделанные из слоновой кости, кожи,
металла. Спутники Христофора Колумба, высадившиеся на островах
около Американского континента, сделали карты из пальмовых
листьев. Карты, находящиеся в обиходе в настоящее время в Европе и
Америке, имеют прямоугольную форму, но в Индии играют круглыми
картами.
Карты имеют древнюю историю, происхождение их до
сих пор точно не установлено. Наиболее полно и последовательно
история карт изложена в Энциклопедическом словаре Брокгауза и
Ефрона. Эту статью мы приводим ниже с комментариями и
добавлениями.
Всего вероятнее, что карты изобретены в
Китае. В словаре Чинг-цзе-Тунга, сделавшемся известным Европе в
1678 г., говорится, что карты изобретены в 1120 г. (по
христианскому летоисчислению), а в 1132 г. были в Китае уже в
повсеместном употреблении. Игры, похожие на карты, были известны и
древним восточным народам.
По другой версии карты были
изобретены в Египте и предназначались для гадания. В египетской
колоде - колоде карт "Таро" - 78 листов, называемых арканами. 22
листа старших арканов и 56 листов - младших. Изображения на
больших арканах выходят к 22 золотым таблицам, хранившимся в
подземелье храма бога Тота в Египте.
Названия старших арканов следующие:
Шут
Маг
Жрица
Хозяйка
Хозяин
Первосвященник
Возлюбленные
Колесница
Сила
Отшельник
Колесо Фортуны
Правосудие
Повешенный
Смерть
Воздержанность
Дьявол
Башня
Звезда
Луна
Солнце
Суд
Мир
Младшие арканы имеют
четыре масти разного цвета: жезлы (зеленый), монеты (желтый), мечи
(голубой), кубки (красный) и четыре фигурные карты: фараона,
сивиллу, всадника и вестника, а также цифровые карты от туза до
десятки. С помощью карт "Таро" гадали по четырем стихиям
мироздания: огню, воде, воздуху и земле.
В Европе карты
появляются в эпоху крестовых походов на мусульманский Восток в
XI-XIII веках.
Вначале к занятиям картами власти относились
терпимо, но затем за них стали преследовать, поскольку суеверные
люди усмотрели тут вмешательство нечистой силы. В 1254 году
Людовик Святой издал эдикт, запрещавший под страхом наказания
кнутом карточную игру в пределах Франции. Это первое
документальное известие о распространении карт в Европе.
В
числе других ранних известий сохранилась запись итальянской
хроники 1379 года: "Введена в Витербо игра в карты, происходящая
из страны Сарацин и называемая ими наиб". Сарацинами именовались
тогда мусульмане Востока, арабы.
Однако стоит упомянуть,
что древнейшая карточная игра, известная в Европе, называется
Тарок и играется картами Таро.
Общепринятого типа карт в
Европе XIII века не было.
Посмотрим, как трансформировались
буквально за несколько десятилетий четыре масти карт Таро, чтобы
превратиться в современные.
Зеленая
масть - символ энергии и жизненной силы, весны, запада,
воды, дающей жизнь, но и несущей катострофы. В средневековых
картах знак масти - жезл, посох, палка с зелеными листьями,
которые при упрощении печати и применении шаблонов стали черными
пиками.
Желтая масть - символ
интеллекта, созидания нового, лета, огня, юга, делового успеха. В
графике старых карт это монета, солнце, золотой бубенчик или
символ огня, зажженного факела - ромб, каре.
Голубая масть - символ простоты и
порядочности, бескорыстного служения. Это осень, восток, воздух. В
картах средних веков знаком масти был желудь с голубым колечком
(символ рыцарства у германцев) или скрещенные мечи, шпаги - отсюда
крест, трефы.
Красная масть,
конечно, связана с красотой, радостью, удовольствиями. Но прежде
всего это символ духовности и пассивного начала - земли, севера,
зимы. На картах этой масти изображались кубки, чаши как атрибуты
причастия и брачного обряда, а также сердца - известный символ
милосердия, иногда книги.
Трансформировалась и колода,
теперь в ней 52 карты, а не 78 листа. Карты по-прежнему
используются преимущественно для гадания. Игры в карты
преследуются.
Вот символическое толкование 52 карт
колоды.
52 карты соответствуют числу недель в году, четыре
масти изображают четыре времени года, а так как каждое время года
состоит из 13 недель, то, следовательно, и в каждой масти 13 карт.
Кроме того, каждая масть, как хорошо известно, состоит из очков от
1 до 10, а затем из изображений валета, дамы, короля. Если вместо
них взять дальше цифры 11, 12, 13 и сложить все очки, мы получим
цифру 91, соответствующую числу дней в одной четверти года. Таким
образом, сумма всех очков четырех мастей будет составлять 364, то
есть число дней в году без одного.
В колоде осталось три
фигурные карты - король (фараон), дама (сивилла), валет (всадник).
Иногда в колоду добавляется еще одна карта, соответствующая шуту
больших арканов - Джокер.
В XIV веке короли, дамы и валеты
cтали изображаться в виде легендарных героев древности. Так,
например, король червей предстал в виде Карла Великого - короля
франков. Древнееврейский царь Давид стал королем пик, Юлий Цезарь
- королем бубен, а Александр Македонский - королем треф. При
Генрихе II Валуа в начале XVII века обратную сторону карт стали
делать крапленой мелким пунктирным рисунком, чтобы шулера не могли
делать на ней знаков.
Двухголовые карты, то есть карты, в
которых одна половина как бы отражает другую, появились в Италии
уже в XVII веке, однако вошли в повседневный обиход только к
середине XIX века.
Сохранились итальянские карты,
гравированные на меди в Падуе, Венеции и Флоренции в 1485 г.; их
приписывают резцу известных граверов - Мантеньи или Финигуэрры.
Карты эти отличаются очень тонким и красивым рисунком, прекрасною
гравировкою, отчетливою, хотя несколько бледною печатью. Величиною
они 9 см в длину и 3,5 в ширину (китайские карты не превышают 3,5
дм в длину и 3,5 дм в ширину). В Испании выделка карт никогда не
достигла такого художественного исполнения, как в Италии. Там была
изобретена своя национальная игра - ломбре, появившаяся в
измененном виде во Франции и России, где при Екатерине II от игры
в ломбре произошло и название столов для карточной игры. Испанцы
пристрастились к игре в карты не менее, чем итальянцы; спутники
Колумба, устроив первое европейское поселение на острове
Сан-Доминго, прежде всего занялись фабрикацией карт из пальмовых
листьев... Немцы выделывали итальянские тароковые карты, но в
середине XV века появились в Германии и национальные
масти.
Против карточных игр постоянно издавались строгие
законы, ремесло выделки карт во Франции было только терпимо,
фабриканты их причислялись к цеху бумагоделателей и рисовальщиков.
Только в 1581 г. образовалась корпорация карточных фабрикантов,
существовавшая до 1789 г. В XVII столетии законы против игроков
были особенно строги. Все домохозяева, в квартирах которых играли
в брелан, или игорную "академию", объявлялись лишенными
гражданских прав и изгонялись из города; карточные долги и всякие
обязательства по ним законом не признавались; отцы имели право
взыскивать по суду деньги с тех, кому дети их проиграли
какую-нибудь сумму. Последующими законами устанавливалась еще пеня
в 3000 ливров и тюремное заключение. Все это было безуспешно, так
как пример страсти к игре подавали вельможи и сами монархи. Своего
апогея страсть к игре достигла во Франции при Людовике XVI. Вместе
с игрою развилось и шулерство, даже при дворе. С неменьшей силой
господствовала страсть к игре и в эпоху революции. Национальное
собрание в 1791 году безусловно запретило все азартные игры,
установив строгие карательные меры не для игроков, а для
содержателей игорных притонов и даже для жильцов, которые не
донесут, что в доме открыта картежная игра. Карты вообще не были
запрещены, но республиканское правительство поручило живописцу
Давиду изменить типы карт, существовавшие во Франции с XV века.
Короли были заменены гениями войны, торговли, мира и искуссив,
сидящими во фригийских колпаках. Дамы - четырьмя женскими
фигурами, изображавшими свободу вероисповеданий, печати, брака и
промыслов; вместо четырех валетов изображались аллегорические
фигуры равенства состояний, прав, обязанностей и рас. Впоследствии
карточные фабриканты заменили королей философами и писателями,
королев - добродетелями, валетов - известными республиканцами.
Директория стала раздавать позволения на открытие игорных домов, а
затем отдавать их на откуп. Игорных домов в Париже было до 50. С
1804 г. стали взимать 25 процентов в пользу бедных с суммы,
приходившейся на долю откупщиков. Откупная система практиковалась
и при реставрации, во время которой вернулись к дореволюционным
типам карт. В 1828 г. принята во французских картах система
выделки фигур - в полкарты, так что голова приходится и вверху и
внизу. Игорные дома были закрыты во Франции в 1837 г. В период с
1819 по 1837 г. в игорных домах одного Парижа проиграно было, по
свидетельству короля, 137 миллионов франков, хотя при июльской
монархии их было только шесть, не считая Пале-Рояля, этого
главного притона игроков. Последний французский откупщик Беназе
перенес свою деятельность в Баден-Баден; потом игорные дома
открывались в Спа, Висбадене, Гамбурге и других курортах. Игорные
дома служили для мелких германских князей крупным источником
дохода. Установление Германской империи положило этому конец. С
1837 г. игорные дома запрещены по всей Европе, кроме
Монако.
В Англии, где первое запрещение картежной игры
относится к 1463 г., игорные дома закрыты в 1853 г. В Англии чаще,
чем где-либо, игральные карты служили политической
сатире.
В США первая карточная фабрика открылась в 1800 г.
Теперь там выделывают карты общепринятых французских мастей, но с
фантастическими фигурами и головами, с портретами, видами городов,
пейзажами.
В России игральные карты появились в XVII веке,
вероятно, через Малороссию, где казаки иногда коротали время в
лагерях за картами. Из законодательных памятников о картах впервые
упоминает Уложение 1649 г., которое предписывает с игроками в
карты поступать "как писано о татях", то есть бить их кнутом и
рубить им руки и пальцы. Указом 1696 г. велено было обыскивать
всех заподозренных в желании играть в карты "и у кого карты вынут,
бить кнутом". В 1717 г. воспрещается игра в карты под угрозой
денежного штрафа. В 1733 г. для рецидивистов определены тюрьма,
или батоги (последнее - для "подлых людей"). В конце царствования
Елизаветы Петровны (1761) установилось различие между запрещенными
азартными и дозволенными коммерческими играми, а Петр III заменил
батоги и тюрьму денежным штрафом; последнему подвергались только
такие игроки, которые играли в большие деньги или в долг. Вообще
при исследовании о запрещенных играх повелено было "поступать с
осторожностью, дабы не причинить напрасных поклепов, обид и
беспокойств". Уставом благочиния 1782 г. запрещено было устройство
игорных домов. А за участие в азартных играх установлены были
взыскания, довольно, впрочем, умеренные.
Страсть к игре,
которая не могла быть уничтожена строгими мерами, принимавшимися
при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне, достигла еще большего
развития при Екатерине II, тем более, что самые близкие к
императрице лица играли на громадные суммы в банк, а ее фоворит
Зорич открыл даже в пожалованном ему местечке Шклове род картежной
академии, куда съезжались все знатные игроки того времени.
Императоры Александр I в 1801 г. и Николай I в 1832 г. обращали
внимание властей на необходимость бороться с "пагубной страстью к
запрещенной игре". В настоящее время объявление какой-нибудь игры
азартной - и следовательно, запрещенной - зависит от министерства
внутренних дел.
К началу XX века были придуманы почти все
известные в настоящее время карточные игры. Однако в России
разрозилась революция. Советская власть не поощряла пропаганду
карт. Только теперь в нашей стране стали появляться различные
издания, рассказывающие о картах.
Опубликовано в
издании: Энциклопедия карточных игр / Составитель В.А.
Иванов. - СПб.: ТОО "Диамант", ООО "Золотой век",
1999.